Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Политические, социально-экономические изменения, которые произошли в стране в последние десятилетия, оказали свое влияние на мировоззренческие ценности, устоявшиеся во времени. Этот процесс усугубила глобальная смена парадигмы цивилизации, постепенно изменяя вне зависимости от национальной и культурной принадлежности картину мира современного человека, в первую очередь трансформируя его нравственную природу. Происходящее не обошло стороной и последовательно утрачивающие свою воспитательную функцию общественные институты.
В этот непростой период имеется необходимость поиска приводящих к реабилитации у молодого поколения былых духовно-нравственных ценностей новых педагогических методов, создание условий, определяющих полноценное интегрирование молодого человека в качественный тип как мировой, так и национальной культуры, утверждение в его сознании общечеловеческих ценностей, активизация его участия в диалоге культур.
Традиционные подходы к решению данной задачи построены на акцентировании внимания учащихся к фактологической, последовательной смене культурно-исторических эпох, имен, стилей, художественных произведений. В лучшем случае, это формирует у учащихся формалистическое, поверхностное восприятие ценностей культуры и искусства, а в худшем - нивелирует образовательные итоги, приводит к выбору ими вследствие неприятия во внимание стохастичности базисных ценностей художественно-эстетической культуры, а значит и иной ее духовно- нравственной основы.
Следовательно, необходимо ориентирование культурологической составляющей образовательного процесса не столько на историю создания и функционирования в обществе объектов культуры (история искусств, история культуры и т.п.), сколько на то, какую мысль хотел донести до зрителя в своем произведении народный мастер или выдающийся художник, носителем какого текста является объект культуры. Это требует иного педагогического подхода,
использования иных образовательных технологий, в основе которых необходимо утверждение метода структурного анализа объекта культуры (художественного произведения). Данный метод позволяет последовательно выявить семиотический текст о том или ином аспекте духовно-нравственной культуры человека, сокрытый в произведении.
Семиотическая интерпретация художественного текста нашла глубокое отражение в трудах отечественных ученых: Б.Ф. Егорова, Ю.М. Лотмана, С.М. Даниэля, В.Н. Топорова, Д.С. Лихачева, Т.В. Цивьян и др. В соответствии с методологическими подходами этих исследователей художественное произведение является обобщенной моделью мира, комплексом миропредставлений художника, его эстетических, философских, религиозных и нравственных взглядов, а так же их выражения, которое отображено в структуре его художественного произведения, происходящее при помощи системы символов, мотивов, знаков, кодов, мифологем и т.п. Поэтому истолкование произведения и есть проникновение в художественный космос автора (его эпохи и т.п.), который образован различными структурными уровнями - от понятий и образов до сюжетов, мотивов, пластов культуры, один из которых и представляют собой духовно-нравственные ценности.
Семиотический анализ нашел свое применение во многих областях гуманитарных наук, однако, на сегодняшний день очень мало специальных исследований, которые рассматривали бы воспитательный потенциал раскрывающего этические смыслы, заложенные в художественных произведениях, их воспитательное влияние на процесс метода семиотического анализа.
Целью работы является изучение семиотического подхода к изучению мировой художественной культуры.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить теоретические основы семиотического подхода к изучению мировой художественной культуры;
определить значение семиотического подхода в изучении мировой художественной культуры.
Объект исследования: семиотический подход
Предмет исследования: семиотический подход в изучении мировой художественной культуры.
Глава 1. Теоретические основы семиотического подхода к изучению мировой художественной культуры
1.1. Семиотика культуры
Семиотика – это наука о знаках, которая представляла собой метанауку с самого начала появления в начале XX в., располагающуюся над целым спектром гуманитарных (и не только гуманитарных) наук, которые используют понятие знака. Она изучает культуру, мир и социум в качестве знаковых систем, позволяющих осуществлять производство, хранение и передачу информации. Культура изменяет сознание человека и представление его о мире путем использования знакового пространства. Постоянный процесс создания символов, знакообразования, пространственно-временных представлений, их трансляции представляют собой объекты семиотики, которая сегодня, основываясь на конкретных данных многих наук, считается не столько «интердисциплинарной сферой», сколько интегративной. Обеспечивает выработку общих принципов в процессах «означивания», важных для дальнейшего развития различных наук закономерности в отношениях знаков ее опора на понятие знака [14].
Во второй половине ХХ века в рамках семиотики возникла отрасль, получившая название семиотики культуры (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Умберто Эко, Ю.М. Лотман, Е.В. Падучева и др.). Это позволило трактовать явления языка и культуры как явления одного порядка. Культура предстала взору исследователей как полиглотический феномен, т.е. как система языковых систем.
По мнению Ю.М. Лотмана, сравнительно новая наука – семиотика, изучающая коммуникативные системы, имеет право на место в семье наук, так как без получения, хранения и передачи информации невозможна жизнь человека – ни познание мира, ни организация человеческого общества.
Семиотика понимается сегодня не только как самостоятельная и самодостаточная наука, но и как методологическая основа для изучения других дисциплин. Иными словами, семиотика стала важнейшим ориентиром современной области знаний как сумма идей и методов и одновременно как эффективный аналитический инструментарий. В настоящее время семиотическим методом пользуются в той или иной степени все практикующие исследователи, и речь идет не только о гуманитарном цикле наук. Общим свойством здесь является акцентирование знакового характер предмета изучения. Исходя из этого становится очевидной роль семиотики и выработанных в ней аналитических практик в таких дисциплинах, как лингвистика, поскольку последняя изучает самую полную и совершенную из систем связи – человеческий язык, литературоведение, искусствознание, социология, культурология, теория коммуникации, информатика, этология и т.д. Другой ветвью семиотики является семиотика естественных наук.
Поскольку у семиотики нет своего предмета исследования, то в качестве универсального подхода ее можно применять в самых разных областях знания, использовать в качестве надстройки над другими науками, которые оперируют такими категориями, как модель, знак, система. Например, интересы семиотики можно распространить на человеческие коммуникации (в том числе и языковые), социальные, информационные процессы, искусство, сферу влияния и развития культуры,
повседневность и т. д. Задачу семиотики составляет также исследование свойств знаков и знаковых систем, способов передачи информации, (естественные и искусственные языки, явления мифа, культуры, ритуала), коммуникации в природе (коммуникация в мире животных) [14].
. Основу культуры составляют семиотические механизмы, связанные, во-первых, с хранением знаков и текстов (определяют память культуры, ее связь с традицией, поддерживают процессы ее самоидентификации), во-вторых – с их циркуляцией и преобразованием (определяют внутрикультурную и межкультурную коммуникацию) и, в- третьих – с порождением новых знаков и новой информации (обеспечивают возможность инноваций и связаны с разнообразной творческой деятельностью).
Теоретическими разработками основателей семиотики Ч. Пирса и Ф. Соссюра были обозначены два направления ее развития. Пирс, выводя из математики семиотику, представлял ее как раздел математики, тогда как Соссюр, вовлекая в сферу семиотики и другие гуманитарные науки, значительно расширил ее границы. Ф. де Соссюр в работе «Курс общей лингвистики» (1915), основываясь на анализе вербального языка, предложил распространить на процесс исследования других проблем гуманитарной науки модели лингвистики, так как социальные и культурные явления являются не просто материальными объектами или событиями, а несут в себе определенное значение, ядром которых как предмет или явление является знак, формирующий эти значения. Культура представляется здесь как построенная по законам естественной системы языка вторичная моделирующая знаковая система. Соответственно на уподоблении этих сфер естественным языкам как знаковым системам базируется семиотический подход к другим гуманитарным дисциплинам [6, 14].
Культура предстает как язык или же совокупность языков, распределенных по своим функциям, — что и позволяет говорить о семиотике культуры. Ведь язык не только система коммуникации: это также система хранения и организации информации. Это своего рода фильтр, определенным образом организующий поступающую к нам информацию и, вместе с тем, объединяющий всех тех, кто воспринимает ее одинаковым образом. Другими словами: язык — это не только система коммуникации между людьми, это вообще система коммуникации между человеком и окружающей его действительностью. Если мы утверждаем, например, что только человек как homo sapiens обладает языком (я не обсуждаю сейчас, в какой мере правомерно это утверждение), это, в сущности, означает, что только человек отделяет себя отокружающей его действительности и противопоставляет себя этой действительности (кстати сказать, это противопоставление снимается при магическом поведении). В этом же смысле мы могли бы сказать, что только человек обладает культурой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика/ Р.Барт. – М.:Прогресс, 1994 –130 с.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры/ Ж.Бодрийяр. – М.: Республика, 2006 –68 с.
3. Бразговская, Е. В лабиринтах семиотики. Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства. Москва-Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2008. 224 с.
4. Бразговская, Е. Языки и коды. Введение в семиотику культуры. Пермь : изд-во ПГПУ, 2008. 208 с.
5. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987.-512 с.
6. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века : учеб. пособие для самообразования. - 2-е изд., перераб.и доп. - М. : Пед. о-во России, 2002. - 512 с.
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / В.С. Кузин.– М.:Просвещение, 2011-198с.
8. Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб. Академический проект, 2002. -544 с.
9. Лотман, Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб, 2010. 704 с. 10.Павлов, А.В. Методологические проблемы современного
гуманитарного познания [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. В. Павлов. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 325 с.
11.Пекина О.И. Дидактика художественного образования: прогностическая методика планирования учебного содержания по рисунку
/И.Пекина//Вектор науки университета.–2015.–№ 1-2.– С. 196–204 12.Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной
культуры в школе / Л.В.Пешикова— М.: Владос, 2003 — 96 с 13.Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура / Л.А. Рапацкая. – М.:
Просвещение, 2008 – 128с.
14. Семиотика: антология / сост. Ю. С. Степанов. М.: Академический проект, 2001. 702 с.
15. Толстикова И.И. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: Учебное пособие / И.И. Толстикова; Науч. ред. А.П. Садохин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=226262
16. Фещенко, В. В. Сотворение знака: очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства / В. В. Фещенко, О. В. Коваль. М. : Языки русской культуры, 2014. 640 с.
17. Флиер А. Я. Современная культурология: проблемы, возможности, задачи. [Электронный ресурс]. URL: http://www.culturalnet.ru/main/getfile/1579
18. Фромм Э. Душа человека. - М.: ACT, 2004.-572 с.
19. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру.
Книга для учителей / И.А. Химик. – М.: Просвещение, 1994 – 168 с.
20. Цагараев В.А. Воспитание духовно-нравственной культуры личности средствами изобразительного искусства [Электр, ресурс] // Электр, научное издание «Письма в Emissia.Offline. электронный научно- педагогический журнал» -СПб., 2007г., ART 1144. Гос. per. N 0420700031. Режим доступа: http //www.emissia.50g.com/offline/2007/ 1144.htm
21. Чертов, Л. В. Знаковая призма : статьи по общей и пространственной семиотике. М. : Языки славянской культуры, 2014. 320 с.
22. Щедровицкий, Г. П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. I. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций / сост. Г. А. Давыдова. М. : Воет, лит, 2005. 463 с.
23. Эко, У. Растительная память, или Почему книга помнит все / пер. с итал.
И. и Н. Макаровых. М. : Слово/Slovo, 2018. 296 с.
24. Эко, У. Роль читателя: Исследования по семиотике текста / пер. С. Серебряного. СПб. : Symposium, 2007. 502 с.
25. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: Университетская книга. 1997 - 717 с.